Зелёная улица. Логотип.
К вопросу о новой редакции статьи 8.2. КоАП РФ
ЗАПИСЬ ОПУБЛИКОВАНА: 13.01.2015

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации
Грядёт изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а в частности в статью 8.2., которая в новой редакции будет изложена в следующей редакции (Несоблюдение экологических и (или) санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, и при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ), также статья расширится в области применения и будет более дифференцированы по составу административных правонарушений. Пока проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2014 № 8915П-19, в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации вносится на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, поэтому новая редакция статьи 8.2. КоАП РФ может претерпеть изменения, однако примечательна пояснительная записка к проекту постановления, которая отражает позицию Правительства в области экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации» (далее — законопроект) разработан во исполнение п. 10 Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2012 г. № 329-р, а также пунктом 31 Плана мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 953-р. Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации» направлен на дифференциацию составов административных правонарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления. Действующая редакция статьи 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) устанавливает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами без дифференциации таких нарушений. Данная статья включена в главу 8 КоАП, которая содержит административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду (далее — Федеральный закон об отходах).
Статьей 11 Федерального закона об отходах дифференцированы экологические требования, предъявляемые к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращению с отходами. В то же время анализ правоприменительной практики при осуществлении государственного надзора в области обращения с отходами, а также решений арбитражных судов показывает, что действия или бездействие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, приводящие к нарушению требований, установленных Федеральным законом об отходах в статье 8.2 КоАП, не дифференцированы по составу административных правонарушений. В результате этого ряд нарушений законодательства остаются безнаказанными. Таким образом, статья 8.2 КоАП не обеспечивает в полной мере решение задач, поставленных перед законодательством об административных правонарушениях. Федеральный закон об отходах содержит различные условия осуществления деятельности в области обращения с отходами, дифференцированные в зависимости от класса опасности отходов. Существующая редакция статьи 8.2 КоАП не учитывает эти аспекты и устанавливает единые размеры штрафов вне зависимости от значимости правового предписания, нарушение которого является административным правонарушением. Данным законопроектом предлагается в статье 8.2 КоАП конкретизировать состав административных правонарушений на основе экологических требований, установленных Федеральным законом об отходах, дифференцировав их на 4 частей следующим образом: несоблюдение или отсутствие установленных нормативов образования отходов I-IV классов опасности и лимитов на их размещение, несоблюдение экологических требований и правил при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления I-IV классов опасности; несоблюдение или отсутствие установленных нормативов образования отходов V класса опасности и лимитов на их размещение, несоблюдение экологических требований и правил при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления V класса опасности; неисполнение обязанностей по контролю за состоянием и воздействием на окружающую среду и проведению работ по восстановлению нарушенных земель после окончания эксплуатации объектов размещения отходов, по подтверждению отнесения отходов к I-V классу опасности, по организации и осуществлению производственного контроля в области обращения с отходами; несоблюдение обязанностей, по предоставлению субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. При этом в части несоблюдения или отсутствия установленных нормативов образования отходов I-IV классов опасности и лимитов на их размещение, несоблюдения экологических требований и правил при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления I-IV классов опасности в качестве крайней меры воздействия предусмотрен, в том числе, такой вид наказания, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Данная мера административного воздействия уже предусмотрена действующей редакцией статьи 8.2 КоАП и применяется, в частности, в случае угрозы жизни или здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Административное приостановление деятельности назначается судьей в случае, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, и является наиболее эффективным инструментом воздействия на хозяйствующие субъекты, побуждающим к соблюдению требований природоохранного законодательства. Необходимость сохранения административного приостановления деятельности в новой редакции статьи 8.2 КоАП вызвана возможными случаями экологических правонарушений при обращении с отходами I-IV классов опасности. Такие случаи связаны с размещением опасных отходов с превышением установленных предельных количеств, размещением видов отходов, не предусмотренных разрешениями, несоблюдением мест складирования, а также нарушениями при проведении других операций с опасными отходами, которые приводят к их попаданию в компоненты природной среды. Это может повлечь незамедлительный и масштабный негативный эффект для здоровья населения, и вызвать необратимое загрязнение поверхностных и подземных водных объектов, почв или сверхнормативное загрязнение атмосферы. Последствия таких экологических нарушений могут быть как внезапными, так и пролонгированными во времени.
Следует также принимать во внимание, что состояние физической сохранности производственных мощностей, степень износа оборудования на этечественных предприятиях-природопользователях значительна и для исправления ситуации, увеличения финансирования природоохранной деятельности организаций, требуются жесткие инструменты административного воздействия. При этом, по данным Росприроднадзора, нарушения в сфере обращения с опасными отходами имеют наиболее массовый характер и без наличия в инструментарии государственного инспектора по охране окружающей среды санкции об административном приостановлении деятельности исправление ситуации не представляется возможным. Кроме того, в статье 8.2 КоАП отдельно предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с опасными веществами, а также за несоблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства с их дифференциацией следующим образом: несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при сборе, использовании, обезвреживании, транспортировании, хранении и захоронении отходов производства и потребления; несоблюдение экологических и (или) санитарно-эпидемиологических требований при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, обращении с веществами, разрушающими озоновый слой. Наряду с этим проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации» содержит статьи, предусматривающие внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации в части замены слов «природоохранные требования» на слова «экологические требования», как наиболее часто употребляемые в законодательстве Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации» не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.


ЧИТАТЬ ДРУГИЕ НОВОСТИ